В последние десять лет в нашей
стране появилось множество предложений по приобретению микроскопов. Очень часто
не специалистам сложно разобраться, какой прибор им необходим. Зачастую важную
роль в приобретении микроскопов играет их стоимость, поэтому не удивительно,
когда в учебные заведения покупают оборудование, не соответствующее
требованиям…
Давайте рассмотрим классификацию микроскопов по классам сложности:
ГРУППА 1. МИКРОСКОПЫ-ИГРУШКИ
Это микроскопы для игр детей,
которых родители хотят не только завлечь новыми играми, но и развивать в
направлении познания микромира. Естественно, эти микроскопы похожи на игрушки:
они маленького размера, легки, красочны, но не долговечны. Нельзя ждать от
таких микроскопов хорошего качества изображения: оптика и механика выполнены из
пластмассы. В последние годы наблюдается массовое производство
микроскопов-игрушек и иногда их предлагают как учебные микроскопы, что совсем
не верно.
ГРУППА 2. ШКОЛЬНЫЕ ИЛИ УЧЕБНЫЕ
МИКРОСКОПЫ
Само название этой группы говорит
об основной функции этих микроскопов: обучение в школах, гимназиях, лицеях на
уроках биологии, экологии, химии; использование на факультативах, элективах,
при выполнении учебно-исследовательских работ; при обучении естественным наукам
в колледжах и т.п. То есть, это
микроскопы массового производства. Но в отличие от микроскопов-игрушек, к
производству этой группы существуют требования международных технических
стандартов. Оптика в учебных микроскопах стеклянная, механика частично
металлическая. Конструкция школьных микроскопов имеет минимум съёмных
элементов: окуляр и зеркало закреплены, есть ограничение подъёма/опускания
предметного столика.
На предметном столике две
прижимные «лапки» для фиксации препарата. Школьные микроскопы обеспечивают
только один метод исследования: светлое поле в проходящем свете. Как правило,
современные школьные микроскопы имеют три объектива с увеличениями 4х, 10х,
40х. Микроскопы этой группы обычно рассчитаны на срок эксплуатации 5 лет. Об
этом сроке зачастую забывают руководители учебных заведений, в которых
микроскопы 80-х годов используются до сих пор…
Цена школьных микроскопов иногда
на порядок выше микроскопов-игрушек.
ГРУППА 3. СТУДЕНЧЕСКИЕ ИЛИ РУТИННЫЕ МИКРОСКОПЫ
Основная функция микроскопов этой
группы: профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях, а
также постоянная (рутинная) работа в различных областях науки и техники.
Микроскопы данной группы имеют
конденсор, улучшенную оптику, механику, разнообразные предметные столики,
встроенное освещение (старые образцы могли иметь зеркало). Эти микроскопы могут
дополнительно комплектоваться различными наборами: для фазового контраста,
тёмного поля, простой поляризации. Микроскопы этой группы должны иметь более
качественную конструкцию по сравнению с предыдущей группой.
Стоимость микроскопов этой группы
иногда значительно выше микроскопов группы 2.
ГРУППА 4. РАБОЧИЕ МИКРОСКОПЫ
Рабочие микроскопы — это
промежуточная группа между рутинными и лабораторными микроскопами. Это
микроскопы для ежедневной ответственной работы. Микроскопы этой группы должны
иметь хорошую и точную механику, улучшенную оптику. Но вместе с тем, микроскопы могут быть просты в настройке
освещения, чтобы экономить время. Это может достигаться за счёт
предустановленного на заводе-изготовителей освещения по Кёллеру. Рабочие
микроскопы могут иметь различные блоки, которые легко и быстро устанавливаются,
чтобы обеспечить разные методы исследования. С помощью рабочих микроскопов
устанавливаются диагнозы в медицинских учреждениях, документируется результат,
поэтому они имеют систему анализа изображений. Эта группа включает почти все
типы микроскопов: проходящего и отражённого света, стереоскопические. Рабочие
микроскопы могут комплектоваться почти всеми методами контрастирования.
ГРУППА 5. ЛАБОРАТОРНЫЕ МИКРОСКОПЫ
В настоящее время функция
микроскопов этой группы расплывчата. Иногда к этой группе относят микроскопы,
которыми укомплектованы некоторые лаборатории, но это не признак для того,
чтобы студенческие или рабочие микроскопы относить к лабораторным. К этой
группе иногда можно отнести рабочие микроскопы, которые дополнительно были
оснащены различными методами контрастирования, либо модернизированы
специалистами. Специалисты к этой группе относят микроскопы, которые можно
использовать в практической медицине, биологии и др. науках на стадии
повседневных исследований, при выполнении не сложных научно-исследовательских
работ.
Это средние по габаритам модели,
конструкция позволяет использовать их в постоянной работе, предусмотрена
система документации и обработки изображений, улучшенная оптика, несколько
модулей для контрастирования. Зачастую качество изображения сравнима с
исследовательскими моделями.
ГРУППА 6. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МИКРОСКОПЫ
Основная функция: выполнение научно-исследовательских работ различной
степени сложности при использовании высококлассной оптики и максимального
количества модулей контрастирования. Эти модели комплектуются дорогими
системами анализа изображений и многими дополнительными устройствами.
По габаритам это наиболее
«тяжёлые» модели с прочными штативами и точной механикой.
Рассмотрим классификацию микроскопов для биолого-медицинских исследований.
1. По отношению к объекту исследования
2. По конструкции осветительной системы микроскопа
Рассмотрим классификацию микроскопов для биолого-медицинских исследований.
1. По отношению к объекту исследования
МИКРОСКОПЫ ПЛОСКОГО ПОЛЯ - оптическая схема обеспечивает воспроизведение объекта в
двумерном пространстве – мы видим двумерное изображение. Объекты исследования —
тонкие, в среднем, толщиной от 10
мм до 0,1
мм, просматриваемый слой от 1 мм до 0,001 мм. В этих
микроскопах возможно наблюдение объемного изображения в пределах 100-200 мкм по
высоте, за счет применения особых методов контрастирования: дифференциально-интерференционного
контраста (ДИК) , эффекта косого освещения.
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ МИКРОСКОПЫ — оптическая схема обеспечивает
воспроизведение объекта в трёхмерном пространстве — мы видим объёмное, трёхмерное
изображение. Объекты исследования толщиной
от 100 мм
до 1 мм,
просматриваемый слой по высоте/глубине — от 50 мм до 0,5 мм. В этих микроскопах
можно наблюдать также плоские объекты, а также препараты для проходящего света,
если эти микроскопы дополнительно оборудованы прозрачным стеклом для
предметного столика и нижним освещением.
Для удобства работы с объектами микроскопы
конструктивно могут быть выполнены в двух вариантах:
прямые микроскопы
сконструированы таким образом, что наблюдательная часть микроскопа
(бинокулярная насадка с окулярами) расположена сверху объекта. Это относится
как к микроскопам плоского поля, так и к стереомикроскопам;
инвертированные
микроскопы сконструированы таким образом, что наблюдательная часть
микроскопа (бинокулярная насадка с окулярами) расположена снизу объекта. Этот
конструктивный признак относится только к микроскопам плоского поля.
2. По конструкции осветительной системы микроскопа
В зависимости от способа освещения, все
рассмотренные выше типы микроскопов можно разделить на:
микроскопы
проходящего света (классические микроскопы для биолого-медицинских
исследований), основной принцип освещения в которых связан с тем, что свет
проходит через объект. С помощью микроскопов проходящего света плоского поля,
которые могут быть как прямыми, так и инвертированными, а также
стереоскопическими, можно рассматривать прозрачные и полупрозрачные объекты;
микроскопы отраженного света (металлографические микроскопы),
основной принцип освещения в которых связан с тем, что свет падает на объект и
отражается от него. На микроскопах отраженного света плоского поля, которые
могут быть как прямыми, так и инвертированными, а также стереоскопическими,
исследуются объекты непрозрачные, с различной степенью отражающей способности,
и полупрозрачные.
Существуют два вида микроскопов
отраженного света, связанные с освещением объекта с помощью объектива и вне
него:
— собственно микроскопы отражённого света, в
которых свет проходит через оптическую систему микроскопа (в том числе, и
объектив, как часть осветительной системы), отражается от объекта, и вновь
проходит через оптическую систему микроскопа (объектив, как основной элемент,
воспроизводящий увеличенное изображение объекта);
— микроскопы падающего света, в которых свет
«падает» на объект, минуя оптическую систему микроскопа (объектив), отражается
от объекта и проходит через оптическую систему микроскопа (объектив). В
основном микроскопы падающего света — это стереоскопические
микроскопы.
Литература:
Егорова
О.В. С микроскопом на «ты». Шаг в XXI
век. Световые микроскопы для биологии и медицины. – М.: Издательство
«Репроцентр М», 2006. – с.69-84
Комментариев нет:
Отправить комментарий